год 2010
страна США
слоган «Загляни в будущее»
режиссер Майк Ньюэлл
сценарий Боаз Якин, Даг Миро, Карло Бернард, ...
продюсер Джон Огаст, Джерри Брукхаймер, Патрик МакКормик, ...
оператор Джон Сил
композитор Гарри Грегсон-Уильямс
жанр боевик, фэнтези, мелодрама, приключения, ...
бюджет $150 000 000
сборы в мире $28 300 000
зрители 342.7 тыс. 69.8 тыс.
премьера (мир) 9 мая 2010
премьера (РФ) 27 мая 2010, «WDSSPR»
рейтинг MPAA
время 116 мин.
На этой планете было много великих сказочников. Братья Гримм, Шарль Перро, Александр Сергеевич Пушкин. В наше время корпораций и монополий тоже существует свой трест сказочников – студия Уолта Диснея. Именно у них уже на протяжении доброй сотни лет получается с завидной долей стабильности выдавать продукт завидного качества. Лучше них привносить в сказку жизненные реалии, а в жизнь – ощущение сказки, пока что никто не умеет. Последним их шедевром на долгие времена стала трилогия "Пираты Карибского моря", подарившая миру самого харизматичного пирата со времен Джона Сильвера, показавшая, как из обычного аттракциона для детишек можно сделать остроумную, захватывающую и, самое главное, чертовски прибыльную франшизу. Джонни Депп отработал свой неприлично большой гонорар с лихвой: получая почти 50 миллионов долларов за фильм, он своим обаянием и актерской игрой делал на фильме по миллиарду сборов (первая часть, конечно, собрала поменьше, но не суть).
Однако студия Уолта Диснея и не собиралась почивать на пиратских лаврах и дотянула руки до игрового хита всех времен и народов "Принц Персии". Не знаю, как вы, а ваш покорный слуга прошел весь игровой путь восточного принца, начиная от восьмибитной Dendy и заканчивая лихим паркуром и гонками на колесницах в последних версиях. Однако от игры создатели фильма взяли только основную концепцию: есть ловкий и боевитый принц, который бегает по крышам и спасает древний Восток от зла. Передавать геймерам ощущение от простмотра того, как кто-то на большом экране проходит их любимую игру, никто и не собирался. Продюсеры хотели сделать сказку, причем, такую, чтобы была не хуже "пиратской" трилогии, уши флибустьеров южных морей торчат из "Принца Персии" повсюду. Даже глаза у персонажей накрашены так же. И это, собственно, может показаться первым минусом фильма. Но если вы не упертый фанат, это легкое недовольство быстро пройдет. Потому что в фильме есть минусы и посильнее.
И главный из них – это принцесса. Она получилась ухудшенной версией Элизабет Суонн из "Пиратов", только еще более противоречивая: на экране она то своенравная и пафосная капризулька, то одухотворенная своей великой миссией жрица, то первая восточная феминистка. Отсутствие цельности персонажа дополняется просто чудовищно деревянной игрой Джеммы Аттертон. Нет, понятное дело, что в качестве девушки для Бонда она подходила как нельзя кстати – этакая красивая мебель, на которой полежал супершпион, но тут вообще-то требовалось играть. Она же почти весь фильм ходила с полуоткрытым ртом и подернутыми дымкой глазами, изредка оживляясь, когда ее тормошил Джейк Гилленхол.
Еще один минус – просад динамики фильма ближе к концу. Начало было взято настолько лихое, что под конец все выдохлись и не смогли достойно закончить. Ну и еще небольшие логические несостыковки и странности тоже напрягали. Например, попытка атаки крепости конницей, быстрые реморализации некоторых персонажей и т.д. Но это как раз мелочи, условности, которые не сильно повлияли на фильм. Хуже, что очень неровной получилась юмористическая часть, которую тоже старательно копировали с "Пиратов". И опять из-за принцессы. Ее пафосные речи были трескучи, а попытки шутить больше похожи на женские истерики. Словом, ожиданий было больше.
Однако если взять его отдельно стоящим от пиратской серии и посмотреть как на вещь в себе, фильм получился хороший, а местами даже отличный, особенно в начале. Диснеевские сценаристы, как это они умеют, удачно привнесли нотки современности в восточные сказки. Тут тебе и вторжение под неблаговидным предлогом поиска оружия массового поражения, и тайная кровавая гэбня, которая преследует и убивает важных сановников в угоду государству. А сам сюжет отдает "Гамлетом" с легкими вариациями. Словом, бездарным сюжетную линию назвать никак нельзя. Да, "Принц" не открыл нового Джека Воробья, но ярких персонажей калибром поменьше было очень много. Просто шикарный разбойничьий шейх в исполнении Альфреда Молина, угрюмый суданский воин, умеющий метать острые предметы прямо в сердце, сыновья султана тоже хороши как на подбор. Сэр Бен Кингсли в роли злодейского Низама показал новые черты своего актерского таланта – его персонаж очень цельный, при этом, играющий оттенками, его хитрость, изворотливость и коварство весьма естественны.
Что касается самого принца Дастана – Джейка Гилленхола – то тут однозначного мнения у меня нет. В целом впечатление приятное, но есть редкие минуты, когда он произносит пафосные речи и становится похожим на своего персонажа из "Горбатой горы". Но вообще видно было, как он подготовился для своей роли, и там, где сценаристы ему не подкладывали свинью, смотрелся очень уверенно, особенно в экшен-сценах. Исполнять трюки с каменным и напряженным лицом – это одно, а вот попробуй изобразить при этом какую-нибудь актерскую игру не каждый потянет.
Главный герой этого фильма – сам сказочный Древний Восток. В "Принце" есть все, чтобы создать атмосферу восточной сказки: гаремы, фонтаны, кальян, шикарные дворцы, страусиные бега, бескрайние пустыни, благородные разбойники и бесчестные сановники. Показали в фильме и таинственных и жестоких ассасинов, мирно возделывавших на грядках свой источник вдохновения и боевой мощи. Словом, сплошная тысяча и одна ночь, да продлит аллах годы специалистам по визуальным эффектам и костюмам. И наверняка сам шайтан помогал постановщику трюков и боевых сцен, они получились крайне эффектными, особенно бой Дастана с мастером, который сражался двумя гибкими копьями, а также перестрелка, точнее, переброска метательным оружием суданца и ассасина-снайпера. А чтобы поклонники игры не страдали сильно, принц временами выдавал чудеса персидского паркура, скача по крышам, выделываю сальто и пируэты на крепостных стенах и балансируя на балках. Так что фильм получился хоть и не шедевральным, но и не одноразовой пустышкой, его временами можно пересматривать и дома, если у вас хороший телевизор и звуковая система. Особенно каким-нибудь зимним вечером после работы, когда так хочется немного сказки в своей жизни